МБОУ "ЛСОШ"
Мурманская область, с. Ловозеро
  • О школе

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ловозерская средняя общеобразовательная школа"

    История школы

    Слово «школа» здесь условное. Речь идет не об одной школе, а о нескольких, связанных в своего рода цепочку образовательных учреждений села.

     Открытие первой школы в Ловозере состоялось в далеком 1890 году.

     В  справочниках находим сведения о том, что 1890 году Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Страна пропагандирует грамоту!

      И открытие школы в нашем селе – событие того же ряда, оно свидетельствует о том, что грамотность идет в глубинку. В Ловозере учатся 8 мальчиков и 5 девочек, правда, вскоре 1 мальчик и 3 девочки вынуждены «по бедности» бросить учение.

    Незначительные по нашим меркам 26 рублей 80 копеек, отпущенные на  содержание школы, были не так уж малы (приведем для сравнения некоторые цены того времени: пуд ржаной муки стоил 36,5 копеек, говядина- 2 руб. 40 коп. за пуд, а, к примеру,1 тысяча  штук красного кирпича- 8 руб. 50 копеек).

    Через два года, после отъезда священника М.Почезерского, который вел занятия, школа закрывается.

          Однако через год она возрождается, и вновь помогает церковь: занятия ведет ученик 1 класса духовной семинарии Иванов И., которому назначено жалованье 20 рублей в месяц, кроме этого, выделены деньги для устройства общежития для учащихся, поступают  учебные пособия и письменные принадлежности.

           В книге Федора Ушакова «Кольская земля» находим сведения о том, что Ловозерская  школа располагалась в саамской тупе площадью 9 квадратных метров и высоту 1,78 метра. Четверть помещения класса занимала плохо сложенная печь, на которой висела доска. Две грубо сколоченные парты - вот и вся мебель.

          В эти годы в школе уже 16 мальчиков и 4 девочки. Школа сгорела в 1897 году от той самой плохо сложенной печки. Но теперь уже сами жители села заинтересованы в том, чтобы дети учились: они организуют школу грамоты, в которой все занятия ведет местный псаломщик. Занятия он проводил в церковной сторожке, а потом в своей квартире.

          И только в 1898 году у школы появился свой дом. Теперь учебный класс, квартира учителя и сторожка-кухня - это три разных помещения, расположенные  на  90 квадратных метрах площади. Школа получает статус церковно-приходской. Учебный год строится в зависимости от занятости местного населения, длительность его колеблется от 94 до 125 дней. Учение начинается поздней осенью, когда жители с озер и кочевий возвращались в зимний погост, и продолжалось до апреля, когда они снова уходили в тундру. Учительствовала выпускница Мариинской женской гимназии Е.Д. Догодкина

          Поступая в школу, большинство детей не знали русского языка, чтобы выполнить программу, учительнице приходилось проводить дополнительные вечерние занятия.

           В  1917  году   церковно-приходскую школу стали называть начальной, в ней училось 70 человек

          В  1922 году в школе  стали обучать и  взрослых.

           В 1925 году  появился первый пионерский отряд, он состоял из 3 человек.

           В 1929 году Ловозерская начальная школа была преобразована в семилетнюю.

           В 1936 году в школе появляется пианино… Первое пианино! Звуки музыки слышатся из окон бревенчатого здания, и жизнь школы наполняется новым смыслом: это уже настоящий очаг культуры.

            В 1935 году в Ловозере построено двухэтажное здание школы на улице Пионерской. Позже, в 1969 году, в ней расположится Дом пионеров, а школьники переселятся в  новое кирпичное трёхэтажное здание, в котором  наши дети обучаются и по сей день. 

           В 1960 году исполнительный комитет Ловозерского районного Совета депутатов трудящихся в соответствии с Постановленим Совета министров РСФСР «О мероприятиях по расширению сети школ-интернатов»  решает открыть в Ловозере восьмилетнюю школу-интернат на 180 мест  для детей, чьи родители-оленеводы вынуждены  большую часть года проводить в тундре. Тогда и разветвилась история школы: одни дети обучались в средней школе, другие – в школе-интернате, ставшей  настоящим теплым домом для ребят, некоторые из которых плохо владеют русским языком, потому что в тундре общались с родителями только на саамском языке. Учителя старались завоевать доверие мальчиков и девочек, выросших в условиях неограниченной свободы и иногда с трудом привыкавших к дисциплине урока. Один из учителей того времени вспоминал, как первоклассник, наверное, с легкостью преодолевавший зыбкую поверхность тундровых болот, со страхом шел по непривычной лестнице школы, держась дрожащими руками за перила и подбадривая себя нецензурными словами, которые привык слышать от взрослых и не считал их запретными.

          Вот таким непростым делом было обучение и воспитание в те далекие годы.

            А потом  школу-интернат сделали областной, и местный контингент учеников разбавился, в основном, трудными подростками, что принесло дополнительные сложности. В те годы появляется еще и вспомогательная школа, в которой учатся дети с проблемами в развитии.

          В 1994 году Ловозерская средняя школа-интернат переименована  в  Ловозерскую среднюю национальную школу-интернат, что закреплено  Постановлением Главы администрации Ловозерского района Мурманской области «О регистрации Ловозерской средней национальной  школы-интернат». В таком статусе школа просуществовала до  31 декабря  2002 года.

          В дальнейшем многое меняется в нашей жизни. 

           В 2010 году история двух школ вновь сливается в одну общую историю - происходит их объединение. Три года она существует в статусе школы-интерната, а с 2014 года – в статусе средней общеобразовательной  школы. 

          Сегодня большинство работающих в селе людей - выпускники разных лет школ села. Они встречаются почти ежедневно на работе, в магазине, на прогулке…

           Но в первую субботу  февраля уже много лет они приходят в школу на вечер встречи выпускников.  Приходят, чтобы отдать школе  дань уважения, поблагодарить учителей, чтобы вспомнить себя детьми в этих или похожих гулких коридорах…

          Школа в небольшом селе всегда имеет особую судьбу - она объединяет и тех, кто находится в преклонном возрасте и уже давно отучился, и тех, кто каждый день спешит на занятия, и тех, кто только собирается переступить ее порог. Школа - это особый  интеллектуально- культурный центр села.

    (фото из истории)

    Образование и формы обучения

    Реализуемые уровни образования Начальное общее, основное общее, среднее общее образование.
    Формы обучения Очная форма.
    Нормативные сроки обучения Начальное общее образование в МБОУ «ЛСОШ» (1-4 классы)  рассчитано на  нормативный срок освоения - 4 года.

    Основное общее образование в МБОУ «ЛСОШ» (5 - 9 классы) рассчитано на  нормативный срок освоения - 5 лет.

    Среднее общее образование в  МБОУ «ЛСОШ» (10 - 11 классы) рассчитано на нормативный срок освоения - 2 года.

    Для отдельных обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены по решению Педагогического совета МБОУ «ЛСОШ»

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО)

    -русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);

    -родной язык и литературное чтение на родном языке (родной русский язык);

    -иностранные языки (английский язык);

    -обществознание и естествознание (окружающий мир);

    -математика и информатика (математика);

    -основы религиозных культур и светской этики (модули: основы светской этики, основы православной культуры);

    -искусство (изобразительное искусство, музыка);

    -технология (технология);

    -физическая культура (физическая культура). 

    Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО)  

    -русский язык и литература (русский язык, литература);

    - родной язык и родная литература (родной русский язык);

    -иностранные языки (английский язык);

    -общественно-научные предметы (история,  география);

    -математика и информатика (математика);

    -основы духовно-нравственной культуры народов России;

    -естественнонаучные предметы (биология);

                  -искусство (изобразительное искусство, музыка);

    -технология (технология);

    -физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура)

    Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО) 

    -русский язык и литература (русский язык (базовый уровень), литература (базовый уровень));

    - иностранные языки (английский язык (базовый уровень));

    -общественные науки (история (базовый уровень), обществознание (базовый уровень), экономика (базовый уровень), право (базовый уровень), география (базовый уровень));

    -математика и информатика (математика (базовый уровень), информатика (базовый уровень);

    -естественные науки (физика (базовый уровень, астрономия (базовый уровень), биология (базовый уровень), химия (базовый уровень);

    -физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура (базовый уровень), основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)).

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie