О школе
История школы
Слово «школа» здесь условное. Речь идет не об одной школе, а о нескольких, связанных в своего рода цепочку образовательных учреждений села.
Открытие первой школы в Ловозере состоялось в далеком 1890 году.
В справочниках находим сведения о том, что 1890 году Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Страна пропагандирует грамоту!
И открытие школы в нашем селе – событие того же ряда, оно свидетельствует о том, что грамотность идет в глубинку. В Ловозере учатся 8 мальчиков и 5 девочек, правда, вскоре 1 мальчик и 3 девочки вынуждены «по бедности» бросить учение.
Незначительные по нашим меркам 26 рублей 80 копеек, отпущенные на содержание школы, были не так уж малы (приведем для сравнения некоторые цены того времени: пуд ржаной муки стоил 36,5 копеек, говядина- 2 руб. 40 коп. за пуд, а, к примеру,1 тысяча штук красного кирпича- 8 руб. 50 копеек).
Через два года, после отъезда священника М.Почезерского, который вел занятия, школа закрывается.
Однако через год она возрождается, и вновь помогает церковь: занятия ведет ученик 1 класса духовной семинарии Иванов И., которому назначено жалованье 20 рублей в месяц, кроме этого, выделены деньги для устройства общежития для учащихся, поступают учебные пособия и письменные принадлежности.
В книге Федора Ушакова «Кольская земля» находим сведения о том, что Ловозерская школа располагалась в саамской тупе площадью 9 квадратных метров и высоту 1,78 метра. Четверть помещения класса занимала плохо сложенная печь, на которой висела доска. Две грубо сколоченные парты - вот и вся мебель.
В эти годы в школе уже 16 мальчиков и 4 девочки. Школа сгорела в 1897 году от той самой плохо сложенной печки. Но теперь уже сами жители села заинтересованы в том, чтобы дети учились: они организуют школу грамоты, в которой все занятия ведет местный псаломщик. Занятия он проводил в церковной сторожке, а потом в своей квартире.
И только в 1898 году у школы появился свой дом. Теперь учебный класс, квартира учителя и сторожка-кухня - это три разных помещения, расположенные на 90 квадратных метрах площади. Школа получает статус церковно-приходской. Учебный год строится в зависимости от занятости местного населения, длительность его колеблется от 94 до 125 дней. Учение начинается поздней осенью, когда жители с озер и кочевий возвращались в зимний погост, и продолжалось до апреля, когда они снова уходили в тундру. Учительствовала выпускница Мариинской женской гимназии Е.Д. Догодкина
Поступая в школу, большинство детей не знали русского языка, чтобы выполнить программу, учительнице приходилось проводить дополнительные вечерние занятия.
В 1917 году церковно-приходскую школу стали называть начальной, в ней училось 70 человек
В 1922 году в школе стали обучать и взрослых.
В 1925 году появился первый пионерский отряд, он состоял из 3 человек.
В 1929 году Ловозерская начальная школа была преобразована в семилетнюю.
В 1936 году в школе появляется пианино… Первое пианино! Звуки музыки слышатся из окон бревенчатого здания, и жизнь школы наполняется новым смыслом: это уже настоящий очаг культуры.
В 1935 году в Ловозере построено двухэтажное здание школы на улице Пионерской. Позже, в 1969 году, в ней расположится Дом пионеров, а школьники переселятся в новое кирпичное трёхэтажное здание, в котором наши дети обучаются и по сей день.
В 1960 году исполнительный комитет Ловозерского районного Совета депутатов трудящихся в соответствии с Постановленим Совета министров РСФСР «О мероприятиях по расширению сети школ-интернатов» решает открыть в Ловозере восьмилетнюю школу-интернат на 180 мест для детей, чьи родители-оленеводы вынуждены большую часть года проводить в тундре. Тогда и разветвилась история школы: одни дети обучались в средней школе, другие – в школе-интернате, ставшей настоящим теплым домом для ребят, некоторые из которых плохо владеют русским языком, потому что в тундре общались с родителями только на саамском языке. Учителя старались завоевать доверие мальчиков и девочек, выросших в условиях неограниченной свободы и иногда с трудом привыкавших к дисциплине урока. Один из учителей того времени вспоминал, как первоклассник, наверное, с легкостью преодолевавший зыбкую поверхность тундровых болот, со страхом шел по непривычной лестнице школы, держась дрожащими руками за перила и подбадривая себя нецензурными словами, которые привык слышать от взрослых и не считал их запретными.
Вот таким непростым делом было обучение и воспитание в те далекие годы.
А потом школу-интернат сделали областной, и местный контингент учеников разбавился, в основном, трудными подростками, что принесло дополнительные сложности. В те годы появляется еще и вспомогательная школа, в которой учатся дети с проблемами в развитии.
В 1994 году Ловозерская средняя школа-интернат переименована в Ловозерскую среднюю национальную школу-интернат, что закреплено Постановлением Главы администрации Ловозерского района Мурманской области «О регистрации Ловозерской средней национальной школы-интернат». В таком статусе школа просуществовала до 31 декабря 2002 года.
В дальнейшем многое меняется в нашей жизни.
В 2010 году история двух школ вновь сливается в одну общую историю - происходит их объединение. Три года она существует в статусе школы-интерната, а с 2014 года – в статусе средней общеобразовательной школы.
Сегодня большинство работающих в селе людей - выпускники разных лет школ села. Они встречаются почти ежедневно на работе, в магазине, на прогулке…
Но в первую субботу февраля уже много лет они приходят в школу на вечер встречи выпускников. Приходят, чтобы отдать школе дань уважения, поблагодарить учителей, чтобы вспомнить себя детьми в этих или похожих гулких коридорах…
Школа в небольшом селе всегда имеет особую судьбу - она объединяет и тех, кто находится в преклонном возрасте и уже давно отучился, и тех, кто каждый день спешит на занятия, и тех, кто только собирается переступить ее порог. Школа - это особый интеллектуально- культурный центр села.
(фото из истории)
Образование и формы обучения
Реализуемые уровни образования | Начальное общее, основное общее, среднее общее образование. |
---|---|
Формы обучения | Очная форма. |
Нормативные сроки обучения | Начальное общее образование в МБОУ «ЛСОШ» (1-4 классы) рассчитано на нормативный срок освоения - 4 года.
Основное общее образование в МБОУ «ЛСОШ» (5 - 9 классы) рассчитано на нормативный срок освоения - 5 лет. Среднее общее образование в МБОУ «ЛСОШ» (10 - 11 классы) рассчитано на нормативный срок освоения - 2 года. Для отдельных обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены по решению Педагогического совета МБОУ «ЛСОШ» |
Программа развития
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО)
-русский язык и литературное чтение (русский язык, литературное чтение);
-родной язык и литературное чтение на родном языке (родной русский язык);
-иностранные языки (английский язык);
-обществознание и естествознание (окружающий мир);
-математика и информатика (математика);
-основы религиозных культур и светской этики (модули: основы светской этики, основы православной культуры);
-искусство (изобразительное искусство, музыка);
-технология (технология);
-физическая культура (физическая культура).
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО)
-русский язык и литература (русский язык, литература);
- родной язык и родная литература (родной русский язык);
-иностранные языки (английский язык);
-общественно-научные предметы (история, география);
-математика и информатика (математика);
-основы духовно-нравственной культуры народов России;
-естественнонаучные предметы (биология);
-искусство (изобразительное искусство, музыка);
-технология (технология);
-физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура)
Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО)
-русский язык и литература (русский язык (базовый уровень), литература (базовый уровень));
- иностранные языки (английский язык (базовый уровень));
-общественные науки (история (базовый уровень), обществознание (базовый уровень), экономика (базовый уровень), право (базовый уровень), география (базовый уровень));
-математика и информатика (математика (базовый уровень), информатика (базовый уровень);
-естественные науки (физика (базовый уровень, астрономия (базовый уровень), биология (базовый уровень), химия (базовый уровень);
-физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура (базовый уровень), основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)).